У "Фашистского двора" только криминальные интересы
7 апреля 2004 года

"Что происходит с молодежью?" - с этим вопросом я обратилась к кандидату философских наук Артуру Каримову, который, кстати, был председателем участковой избирательной комиссии на прошедших выборах.

- Это проявление маргинализации молодежи, которая становится аутсайдером в обществе. Почему такое происходит? В начале 90-х молодежь рассматривалась как социальная группа, на которую политики направляли агитационную активность. Потому что основной лозунг - "Реформа государства" - молодежь могла принять в первую очередь. 25 - 35-летние были опорой новой власти. В 96-м году также была попытка власти опереться на молодежь под лозунгом "Ельцин или коммунисты, старое или новое". Если помните, тогда по провинции ездили певцы, агитировали за какие-то политические силы. Но с 2000 года в предвыборной агитации политики перестали использовать лозунги, обращенные к молодежи. Если говорить о местных выборах, то у нас никто, кроме Ивана Грачева, который выступил за ипотеку, не поднимал в своих предвыборных программах проблемы молодежи. Основной лозунг прошедших пяти лет - "Стабильность". Именно ее предлагают считать одной из заслуг власти. А молодежь всегда устремлена в будущее, так что к ней теперь не обращаются. Более того, у власти сегодня нет необходимости обращаться к какой-то конкретной социальной группе за поддержкой, так как ее поддерживают все. Молодежь объединяется, но в узкие группы, часто по профессиональному признаку. Остальные развлекаются в клубах. Основная часть молодых - не радикалы, не бунтари и хотели бы проголосовать за власть, но не видят, чего от них ждут. Следовательно, и не идут на выборы.

- В молодежной среде сейчас популярны патриотические настроения, сильны идеи обособления России...

- Это проявляется в столичных регионах, где большой наплыв некоренного населения, лиц так называемой кавказской национальности. Татарстан - не объект миграции, здесь нет оснований для столкновения на национальной почве.

- Однако последние исследования, проведенные Республиканским учебно-научным исследовательским центром, показали, что недовольство своей жизнью высказывает больше половины молодых казанцев.

- Дело не в том, как человек себя чувствует, а что он будет делать, чтобы исправить ситуацию.

- По данным того же РУНИЦ, зарплата у рабочей молодежи составляет 3100 рублей, не дотягивает до половины среднего по республике дохода и классифицируется как нищета. Чем вам не почва для развития радикальных взглядов?

- Три тысячи - не та сумма, которая "делает" маргинала.

- Можно ли сегодня ждать повторений того, что делала в первой половине 90-х организация "Азатлык", прославившаяся своими экстремистскими выступлениями?

- Нет. Оснований для развития национализма не вижу. Наша молодежь не чувствует уязвленности своих этнических чувств тоже: хотите изучать татарский язык - пожалуйста, никто и ничто этому не мешает. Никто сейчас не доведен до крайности и в финансовом плане. Все более или менее хорошо. В стране идут процессы централизации, экстремизм если и будет проявлять себя, то будет жестоко подавляться.

- Это идеологическое затишье в молодежной среде - хорошо или плохо?

- В тактическом плане - хорошо. В стратегическом - плохо. Если вдруг резко изменится политическая ситуация, а молодежь как была, так и останется без ориентиров, то любая сила, которая придет и выскажет четкие лозунги, какими бы радикальными они ни были, может привлечь ее на свою сторону. Сегодня, в отсутствие политической культуры населения, власть достаточно сильна, что не позволяет радикальным элементам захватить внимание молодежи. А что произойдет через пять лет? Упадут цены на нефть, тогда появятся новые лидеры и смогут раскачать лодку.

- Кстати, по данным исследований РУНИЦ, получается, что подавляющее большинство молодежи - до 80 процентов - выбирает счастье в семейной жизни.

- Это странно. Почему не карьеру? Впрочем, это хороший сигнал: значит, общество более-менее стабильно развивается. А может, просто это следование традиции.


* * *


По результатам исследования, проведенного Правозащитным центром города Казани, за 2003 год в республике не было ни одного всплеска негативной экстремистской активности. Правоохранительные органы относятся к выходцам с Кавказа и из Средней Азии довольно жестко. Да и поток мигрантов в последние несколько лет сократился в три-четыре раза.

Однако правозащитники пришли к выводу, что в РТ существуют элементы нетерпимости в отношении этнических групп с Кавказа и из Средней Азии. Такая нетерпимость основана на экономических предпосылках (занимают рабочие места, отнимают хлеб). Эти настроения достаточно сильны, однако это не ксенофобия в чистом виде, считают авторы исследования, а лишь экономическая нетерпимость, которая проявляется на бытовом уровне и не носит националистического характера. "Есть в Казани организация "Фашистский двор", но ее члены никак не связаны с разжиганием национальной, расовой или религиозной вражды. Хотя у ее представителей на тыльной стороне кисти между большим и указательным пальцами - татуировка в виде свастики", - говорит координатор проекта Гузель Давлетшина.

В Казани наберется с три сотни скинхедов. Обычно они собираются на "сковородке" у КГУ. Забавно, что рядом с ними тусуются и неформалы: панки и хиппи. Держатся вместе, опасаясь гопников.

- Что касается роста патриотических настроений, - считает руководитель Центра миротворческих и правозащитных действий Герман Алеткин, - то он во многом создается искусственно, централизованной пропагандой, блокнотиками всякими для тех, кто идет на выборы, концертами. Интерес к национальным проблемам среди казанской молодежи все-таки есть. Когда мы показывали в помещении ВТОЦ документальные фильмы о чеченских детях, "Норд-Осте", терроризме в России, молодежи из медресе пришло немало. Однако в последнее время есть тенденция любые проявления своей позиции, отличной от некой константы, подводить под закон "О противодействии экстремистской деятельности". И сделать это очень легко. А что это такое, экстремизм? Недавно в Ярославле молодежь разогнали, которая собиралась, газетку какую-то выпускала. Может, и не было в их сборищах ничего "такого", экстремистского?
Алсу МУСИНА, "Вечерняя Казань"